Рассказы

Автор: Подлужный Сергей

Фильмотека утерянных фильмов

Просмотров: 1505

Вы 1506-й посетитель этой странички
Страничка была создана (обновлена): 2009-01-25 14:40:16



Фильмотека утерянных фильмов



Автор: Подлужный Сергей




«Библиотекарь в черных очках спросил: "Что вы ищете?"
- "Бога", - ответил он. Библиотекарь сказал:
- "Бог находится в одной из букв одной из страниц одной из
четырехсот тысяч книг библиотеки. Мои отцы
и отцы моих отцов искали эту букву; и я сам ослеп в поисках ее"»

Х. Л. Борхес «Тайное чудо»

Предисловие


После ошеломляющего успеха фильма «Мост через реку Квай» в 1957 Дэвид Лин отправился в Мексику в поисках натуры для своей новой картины. Задумка пришла еще во время съемок «Моста через реку…» Однако, развить ее Лину мешала образовавшееся вокруг его имени шумиха, постоянные споры с продюсером, выяснение отношений со звездным актерским составом. Спокойствие, единственное, чего не хватало выдающемуся британскому режиссеру. Идея создать игровое документальное кино давно будоражила его сознание. Новые киноформы, которые нельзя было отнести ни к одной категории классического кинематографа. Есть сведения, что Лин начинал съемки в Мексике, но фильм не дошел до монтажно-тонировочного периода. Судьба исходных материалов нам не известна. В 1962 он снимает «Лоуренс Аравийский», имевший грандиозный коммерческий успех.

После ошеломляющего успеха фильма «Мост через реку Квай» в 1957 Дэвид Лин отправился в Мексику в поисках натуры для своей новой картины. Задумка пришла еще во время съемок «Моста через реку…» Однако, развить ее Лину мешала образовавшееся вокруг его имени шумиха, постоянные споры с продюсером, выяснение отношений со звездным актерским составом. Спокойствие, единственное, чего не хватало выдающемуся британскому режиссеру. Идея создать игровое документальное кино давно будоражила его сознание. Новые киноформы, которые нельзя было отнести ни к одной категории классического кинематографа. Есть сведения, что Лин начинал съемки в Мексике, но фильм не дошел до монтажно-тонировочного периода. Судьба исходных материалов нам не известна. В 1962 он снимает «Лоуренс Аравийский», имевший грандиозный коммерческий успех.


Мне довелось его встретить во время одной из моих поездок в Испанию в пригороде Сарагосы в 13м году. Мое впечатление было столь грандиозным, что не утруждая своего ума я могу назвать точную дату нашего знакомства – 22 июля.

Началось все с моего посещения сарагосской библиотеки. Ее владелец, пожилой человек в огромных очках с толстыми линзами, показался мне настолько приветливым и интересным, что я сразу же забыл цель своего визита. Если я не ошибаюсь, его звали Хорхе Бельо. Мы говорили, не умолкая несколько часов, уносимые рассказами об Испании английскими и французскими путешественниками XVIII и XIX веков, плутовскими несуразицами Кеведо и Лесажа, с огромным энтузиазмом бегая от одной полки к другой и страстно перелистывая страницы давно прочитанных нами книг. Если бы не моя деловая встреча, назначенная на 6 часов, мы бы просидели до поздней ночи. Когда мы прощались, я случайно обмолвился о моем пылком интересе к кинематографу. Бельо сказал, что мне, возможно, будет интересно посетить одну удивительную фильмотеку, находящуюся в пригороде Сарагосы, владельцем которой является его хороший знакомый. Я с удовольствием взял адрес, и мы распрощались.

Столь интригующий факт я не мог оставить без внимания. Закончив все свои дела в городе к полудню, я двинулся в тот небольшой городок, где по рассказам библиотекаря должна была находиться фильмотека. Не нашедши написанной на листке бумаги улицы, я начал спрашивать об этом месте случайных прохожих. Каково же было мое удивление, когда никто из них в жизни не слышал о какой бы то ни было фильмотеке, находящейся в этих краях.

Я помню большой пыльный пустырь, вокруг него целый квартал ветхих, заброшенных домов. Было чувство, что я перенесся лет на 60 в прошлое: именно такие дома я видел в фильмах Бунюэля его мексиканского периода творчества. Доверяясь своему рассудку, я бы ни за что не стал обследовать столь мрачное место в поисках нужного мне дома. Но любопытство взяло вверх: около одной одноэтажной постройки я увидел табличку «Los Urdes». Немного разбираясь в географии Испании, я не мог не сообразить, что здесь ни коем образом не может располагаться земля Урдов. Это обстоятельство настолько удивило меня, что я не мог отступить назад. Я вошел в дом, если его можно было так назвать. Строение скорее представляло ветхую хижину, в которой располагались кровать, с небольшим столом и парой стульев. Свет проникал из маленьких окошек с толстыми пыльными стеклами и, занавешенными грязными полупрозрачными шторками. В углу комнаты была лестница, которая вела в подвал. Над ней, на стене, было написано «Фильмотека утерянных фильмов». Было бы глупо отступать после столь легкой и неожиданной удачи. Сделав глубокий вздох, я двинулся вниз.

Бледные лампы, развешенные по стенам и на потолке, тускло освещали обширное помещение подвала. В углу находился большой письменный стол с огромным журналом, напоминающим учетную книгу, ручками, настольной лампой, несколькими тетрадями. Все было аккуратно сложено, кроме нескольких газет, беспорядочно разбросанных по столу. Казалось, что кто-то еще совсем недавно их читал. Вдоль стен тянулись 5-6 рядов полок с 4 ярусами на каждой. На каждой полке лежали чехлы от 35мм катушек. Под каждыми из 15-20 катушек было название на полке; это позволяло предположить, что хронометраж такого фильма был в среднем 2 часа, так почему бы там не хранится настоящим фильмам? Помещение подвала поворачивало через двадцать метров, так что не было видно его конца. Я двинулся за поворот: подвал делал еще одну петлю. Честно говоря, находится там, было одним из не очень приятных ощущений, но когда я начал читать названия фильмов меня обуял настоящий ужас. Я не являюсь экспертом в области кинематографа, но прекрасно знаю фильмографии известных мне режиссеров. У Феллини нет фильма «День», а Вернер Херцог никогда не снимал «Стеклянных замков», равно как и Ланг – «Города в ночи»! Но что же это все? Фальшивки, безумные фантазии скрипторов? Из двадцати попавшихся мне на глаза известных режиссеров я не смог вспомнить ни один фильм! Тарковский не снимал «Возвращения», он не мог его никак снять!! О ужас, безумие, я выбежал из этой чудовищной фильмотеки, пытаясь успокоить себя на улице… Я бы с радостью уехал, но навязчивая идея не давала мне покоя… Если бы там был… Да, мне пришлось спуститься туда еще раз. Теперь я знал, что мне нужно. Не успел я пройти и шага вдоль рядов, чтобы найти полку, где я видел фильмы Тарковского, как меня окликнули. Не помню, чтобы я когда-нибудь испытывал такой ужас. Я повернулся. За столом с газетой в руках сидел бледный, старый человек в очках, на вид чистокровный испанец. С удивлением, почти с улыбкой он смотрел на меня:

- Вы что-то ищете?

В голове у меня бешено стучало, я никак не мог придти в себя.

- Нет… то есть да… как бы я хотел посмотреть… Но кто вы такой?

Старик неспешно приподнялся со своего места и. положив газету на стол, посмотрел на меня своими уставшими глазами.

- Я – хранитель этой фильмотеки, но, честно говоря, в последнее время я плохо справляюсь со своими обязанностями. У меня есть возможность присутствовать здесь только один раз в десять лет. Довольно редко для обычного человека, хотя Слава Богу я таким больше не являюсь.

Невероятно, он был настолько призрачно бледен, что мне казалось я мог смотреть сквозь него. Мы познакомились. Его звали Луисом.

- Так вы пришли за каким-то фильмом? Иначе бы я вас не заметил…

- Да, вообще-то я хотел… у вас такая необыкновенная фильмотека… я думал может быть… Первый «Сталкер». У вас есть самый первый «Сталкер» снятый Тарковским?

- Ну конечно… как же его может не быть. Возможно, в вашем мире его нет, но на моих полках лежат замыслы и недоснятые фильмы всех режиссеров.

- Это не возможно, но как? Вы наверное все время смотрите фильмы, возможно вам удалось посмотреть и Его, в смысле совершенный фильм?

- Совершенный фильм, - произносит он что-то вспоминая, - да, это было так давно… Сейчас я не могу смотреть фильмы, ибо я слеп. Я смутно помню свой последний просмотр. Да, это был Лин. Тогда я окончательно потерял свое зрение. Возможно, слишком перенапрягся. Увидев совершенную ленту я стал всесилен, но будучи слепым для меня это не имело большого значения.

- Всесилен? Я не совсем понимаю…

- Сейчас тяжело об этом говорить. Будучи атеистом всю свою жизнь я стал подобен Богу. Ничего нелепей я не испытывал за всю свою жизнь. Я предпочел умереть. Слепой Бог негоден. Правда, я сомневаюсь, что предыдущий был особо зряч. Не знаю… От мертвого есть польза – по крайней мере на него никто не сможет ничего свалить. Я избрал свою судьбу, все встало на свои места, как я и хотел при жизни.

Ничего не понимая, я и не хотел утруждать свое окончательно рухнувшее рацио. Для меня это было слишком.

- Так вы мне дадите «Сталкера»?

-Да, конечно, - сказал хранитель, удаляясь в ряды.

Он вернулся через пару минут, выхватив катушку из его рук я побежал проч.

Сейчас, пытаясь привести в порядок свои мысли, я сталкиваюсь с проблемой. Откуда у него перед смертью оказалась несуществующая лента Лина. Возможно, ответ на этот вопрос смог бы решить многое в образовавшемся хаосе. Жалко, что Лин умер за три года до Луиса Бунюэля.

Дальше я привожу текст, который написал сам Бунюэль за год до своей смерти, во многом он объясняет его сегодняшнюю участь:

«Об одном я грущу: я не буду знать, что произойдет в нашем мире после меня, ведь я оставляю его в состоянии движения, словно посреди чтения романа, продолжение которого еще не опубликовано. Мне кажется, что прежде люди не испытывали такого любопытства к тому, что будет после смерти, во всяком случае, оно не было таким сильным. Ведь мир так медленно менялся. Признаюсь еще в одном: несмотря на всю свою ненависть к газетам, я хотел бы вставать из гроба каждые десять лет, подходить к киоску и покупать несколько газет. Я не прошу ничего больше. С газетами под мышкой, бледный, прижимаясь к стенам, я возвращался бы на кладбище и там читал бы о несчастьях мира. После чего, умиротворенный, засыпал бы снова под надежным покровом своего могильного камня.»

Возможно, для режиссера, достигшего совершенства было припасено особенное кладбище его судьбой. Говоря о датах: 22 июля 2013 года – было ровно 30 лет со дня смерти Луиса. Собственно поэтому мне и удалось его встретить.

Что касается «Сталкера» - он мне подарил массу неприятностей. Осознав его истинную ценность, я перестал спать ночами, разглядывая катушки рядом с собой. Меня спас здравый разум: я понимал, что этому фильму не место в этом мире и тем более в моем доме. Никто не в праве его увидеть. Я молниеносно принял решение. Работая в Мосфильме, мне не составляло особого труда отнести катушки в фильмотеку, где они окончательно затерялись. Вряд ли кто-нибудь станет интересоваться катушками без подписей, их просто уничтожат. Даже если и найдутся особо любопытные, то, прекрасно зная «Сталкера» Тарковского, просто спишут этот фильм как брак.



Об авторе:


Подлужный Сергей
Логин: nestle

Последнее посещение сайта: 30.3.2014 в 13 час.
Публикации на сайте (1)

Последняя прочитанная публикация: Библиотека Дон Кихота.
Роман
(автор: egarinov )

Послать сообщение







Оставьте свой отзыв (0)
 



Текст данной публикации размещен пользователем admin: Чистов Дмитрий Владимирович

Для навигации по текстам, относящимся к данной теме используйте оглавление, представленное в левом поле.

Обсудить текст публикации "Фильмотека утерянных фильмов" можно " на форуме данной публикации. В данный момент отзывов - 0.

Для обсуждения темы "Рассказы" можно " на форуме этой темы. В данный момент отзывов - 0.